ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЯРЦЕВСКОГО БЛАГОЧИННИЧЕСКОГО ОКРУГА - Третьи Сретенские встречи «Служение слова».
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Третьи Сретенские встречи «Служение слова».

Комитет по образованию Администрации муниципального образования

«Ярцевский район» Смоленской области

Методическое объединение учителей, преподающих предметы духовно-нравственного цикла

Ярцевское благочиние церквей Смоленской епархии

 

 

 

Третьи Сретенские встречи

«Служение слова»

 


 

Ярцево

17 февраля 2011 года

 

 

Содержание

 

Вступление

 

 

Абзалова И. Волшебная сила слова (сборник эссе)

 


Васильева Е. Слово - дар Божий

 

Иванова С. Размышления о последнем русском царе, о верном его «гусляре», о времени и о себе

 

Марченков Е. Первосвятительское Слово


Науменкова Л. Напутствие


Петрова В. Слово гнилое да не исходит из уст ваших


Примха С. Слово, благодать несущее


Сафонова С. Голос русского инока


Скворцова К. Какое слово для меня важнее


Сморыгин А. Святые просветители


Сторчевая П. Учитель - судьбы моей начало


 

В канун праздника Сретения Господня на базе муниципальной гимназии  города Ярцево Смоленской области с 2007 года проводятся межрайонные Сретенские чтения, а с 2009 года – Сретенские встречи. В Сретенских встречах принимают участие учащиеся 8-11 классов школ Ярцевского, Кардымовского и Духовщинского районов.

Учредителями Сретенских встреч являются Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области и Ярцевское благочиние церквей Смоленской епархии. Активное участие в организации и проведении Сретенских встреч осуществляет районное методическое объединение учителей, ведущих предметы православно-культурной направленности.

Данный сборник включает в себя творческие работы учащихся образовательных учреждений – лауреатов литературного и художественного конкурсов.

 

 

 

Абзалова Ирина, учащаяся 10 класса Капыревщинской СШ

Руководитель: Новикова О.В., учитель обществознания Капыревщинской СШ

Волшебная сила слова

 

           Слово - это информация, оформленная в языковой форме. Помимо своего основного смысла оно ещё имеет свой подтекст, своё особое значение, иногда совершенно отличное от своего информационного начала. Владение словом - это то немногое, что позволяет человеку выделиться из мира других живых существ на Земле.

           Существует ли так называемая сила слова? Имеют ли слова весомую реально существующую мощь? Ведь слово - это страшное оружие. Словом в самом деле можно камни с места сдвигать.

Вот, например, в древности, люди верили, что с помощь слова можно сглазить, наслать какую-нибудь напасть даже ненамеренно. И поэтому давали новорожденному два имени - одно публичное, а второе - известное только узкому кругу людей, чтобы избавить ребёнка от злого влияния недоброжелателей. А, например кришнаиты готовят свои блюда с молитвами. И у них есть поговорка – «Мы кушаем эмоции своих поваров».

         Вода изменяет свою молекулярную структуру под воздействием различных слов.  Если включить классическую музыку или говорить приятные слова, то структура  воды становится идеальной, если же произносить слова несущие негативный контекст, то молекулярная структура разрушается. Скажу даже больше, вода впитывает всю информацию из  окружающего мира. Молитва, произнесённая над водой - обладает самой красивой структурой при замораживании. А если написать слово на бумаге и приклеить к банке с водой - вода впитает в себя энергию слова и это уже подтверждено опытами! Страстная молитва делала из морской воды пресную. Проклятая вода - травит.

          Поэт Вадим Шефнер ещё полвека тому назад написал своё знаменитое стихотворение о словах, где есть такие строки:
    Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести.
    Словом можно продать, и предать, и купить,
    Слово можно в разящий свинец перелить...

           Я верю в то, что с помощью слова можно сделать очень многое. Дать надежду и отнять её, вдохновить людей на подвиг, сделать счастливым или несчастным определенного человека. Нельзя отрицать власть слова - во все времена талантливые ораторы добивались огромной власти. Произнесённое слово - это не просто набор звуков. Это как пуля, начиненная твоими эмоциями и мыслями.

           Нужно постараться сохранить умение чувствовать речь, уважать волшебную силу слова. Помнить, что в каждом произнесённом слове закладываются наши эмоции и чувства. Нельзя произносить неживые слова. Нужно в каждое слово вносить частичку добра, ведь это не так уж и сложно.

Слово о словах

                 Многие великие люди размышляли о слове, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. М. В. Ломоносов, например, был реформатором русского литературного языка и создателем знаменитой теории стилей. Министр народного просвещения в ХГХ веке А.С. Шишков видел в языке «средство воспитания единомыслия народа». А.С. Пушкин сформировал своим творчеством основу современного русского языка, а Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно».

            Схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал: «Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» (Избранные письма и проповеди, стр. 161). Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете? Какую силу имеет наше слово?

            Попробую  ответить на этот вопрос притчами.

 «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нём в народе плохой слух: якобы последний живёт не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала своё дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришёл в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришёл просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но велевший ему сделать это сказал: "Теперь иди и  собери до единой пушинки". На это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнёс пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).

«Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шёл по пустынной дороге в один монастырь. Ученик его, ушедши на некоторое расстояние вперёд, встретил языческого жреца, который нёс большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: "Куда бежишь, демон?" Жрец, обиделся на ученика за такое обращении.  Продолжая путь, жрец встретил Макария.  Макарий приветствовал жреца словами: "Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!" Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашёл он в нём. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином. Братия, увидав святого Макария рядом с жрецом, удивились. Но святой Макарий сказал им: "Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 163).

        В чём же  сила слова? Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом же можно и посеять зло, отравить душу, ранить.

         Каким же должно быть наше слово? Изначально Слово было созидательным. Благим оно должно быть и у нас. Ведь это тот дар, который вверен нам  Богом. С какой осторожностью надо употреблять его!

       Схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал: «... насколько вредно для нас празднословие. Оно изгоняет из нашей души добрые мысли и благие намерения, удаляет от нас Духа чистоты и святости, а вместо добрых мыслей и чувств входят в нашу душу злые помыслы и нечистые пожелания, которые скоро пленяют все существо человека».

          Великий вред причиняет любящий празднословить и ближнему своему. Он наполняет его душу пустыми мечтаниями, неблаговидными образами, которые делают его наклонным к злым делам. Ввести другого в соблазн - что может быть пагубнее этого? «Горе человеку тому, имже соблазн приходит» (Мф. 18, 7), — говорит Христос Спаситель.

           Слово праздное, вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество дурных мыслей, чувств и поступков». Поэтому нужно бережно, внимательно относиться к словам. Что это означает? Митрополит Московский Филарет по этому поводу пишет: «Ни в коем случае не расточай безрассудно слова<...>давай себе размыслить, во благо ли тебе и другому будет слово, которое ты рождаешь в мир, и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе или против тебя».

          У поэта  В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение «Слово о словах»: 

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

       Каким же должно быть наше слово? Оно не должно быть злым, осуждающим.  В Священном Писании сказано: «От слова спасёшься и от слова осудишься». А поэтому надо помнить наставления Феофана Затворника: «Язык?! Нет зловреднее вещи под небом! Великое дело обуздать его. Желательно бы так устроить, чтобы за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало...(хоть бы булавка). Надо, чтобы он был смирным, словно на привязи».

         Преподобный Серафим Саровский учит: «Не должно судить никого, хотя бы ты собственными очами видел кого согрешающим».

        Но как научиться быть сторожем своего языка? Как научиться не осуждать? «Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов твоих», - отвечает на эти жизненно важные вопросы Антоний Великий. «Один человек, живя на земле, не заботился о своём спасении, но когда умер, то все думали, что участь его за гробом будет плачевной. И вот однажды священник, вынимая из просфоры частицу об упокоении его души, произнес слова: "Помяни, Господи, новопреставленного..." И вдруг он увидел этого умершего человека перед собой. Священник спросил его: "Как ты здесь оказался и как прошел мытарства?" Он ответил: "Как молния". И рассказал следующее: "Когда моя душа отделилась от тела, то ее взяли ангелы и понесли к Богу, и я слышал слова от Него: "Я Законодатель и Законоисполнитель. Я дал закон: не судите, да не судимы будете. Вот этот человек, хотя он и жил небрежно, но во всю свою жизнь никого не осудил, а поэтому поместите его душу в Царствии Небесном"». (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 163).

      Таким образом, надо помнить, что слово - особый дар.  Произносить  слово надо  с осторожностью и благоговением. Не употреблять  бранные слова, не осуждать, а прощай недостатки людей.

 

Грех языка

 

         «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). Давайте подумаем над этим обещанием Спасителя — может быть, блаженство усыновления Богу доступно и нам?

          Кто же такие миротворцы, и как нам, простым людям, послужить так называемому делу мира? Для всех ли это возможно? Или это дело политиков и всяких выдающихся людей?

        Мир... Мир между племенами и странами. Мир между соседями. Мир и единение в общем труде. Мир семейный. И как основа всяческого мира — мир в душе каждого из нас. Вот с этого личного мира, нашего мирного духа и начинается любой мир.

      

   Не дать страстям возмутить или помутить наш разум, стараться даже в самых крайних ситуациях положить границу своему раздражению и гневу. Не потворствовать духам злобы, влекущим нас к несогласию и ссорам, — такова обязанность каждого из нас. И от того, насколько мы её выполним, зависит и общий мир.

     «Миром Господу помолимся...» — так начинается Великая или, как ее еще называют, Мирная Ектения в Церковной Службе. В мирном духе помолимся Господу. Любая молитва, любое обращение к Господу, должны произноситься в мирном состоянии. «О свышнем мире... Господу помолимся...» — призывает верующих Диакон или Священник помолиться о мире, преходящем на нас свыше, о даровании умиротворяющего духа. «О мире всего мира...» — слышим и молимся мы.

          Все мы разные. Различны наши природные свойства и приобретенные навыки. Один гневлив, а другой безгневен. Кто-то злопамятен, а иной не помнит обиды. Кого-то смущает зависть, а иному безразлична не только чужая, но и собственная жизнь. Все мы разные. Но если мы внимательны к себе, сознаем, видим свои недостатки, свои грехи, пытаемся избавиться от них с помощью Господа, которую Он даёт нам в Таинствах Исповеди и Причащения, то страсти станут менее смущать, возмущать наш дух, и мы сможем обрести дух мирен

       Дар слова является великим Божиим даром человеку. Святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «Что твёрже, неизменнее и могущественнее слова? Словом Божиим мир сотворён и стоит…»

         Однако наши страсти развязывают нам язык, и мы легкомысленно обходимся со словом. Апостол Иаков говорит: «Язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда».

          Какие горькие слова! Действительно, языком можно наделать много бед. Главные грехи языка – это пустословие, многословие, осуждение, ложь, сквернословие, злоречие.

           В компании приятелей язык за зубами  не удержишь. «Надо избегать бесполезных бесед»,- сетовал преподобный Ефрем Сирин. Не зря народная мудрость гласит: «Слово - серебро, молчание - золото». Что же может помочь избежать бесполезных бесед? Один из мудрецов сказал, что жизнь состоит из слов и дел. Значит, чем больше будет полезных дел, тем меньше будет пустых слов.

          Многословие и пустословие опасны ещё и тем, что приоткрывают «окна» души нашей к другим грехам.

          Среди болтовни привлекают внимание речи насмешливые, забавные. От насмешек можно быстро перейти к осуждению и пересудам, часто приправляемым ложью.

           Пять минут пустой болтовни, осуждение только одного человека, пара слов с искажением правды – и вот уже потеряно доброе расположение духа.

          Наверное, здесь уместно вспомнить материнскую молитву о детях: «Господи! Умудри меня внушить детям моим всемерное удаление от всякого союза с беззаконными; да не внимают они гнилым беседам; да не слушают людей легкомысленных;  да не совратят их с пути Твоего дурные примеры…»

          К миру зла имеет прямое отношение и сквернословие. Сквернословие настолько глубоко вошло в быт людей, что они  уже разговаривают на матерном языке. А ведь мат не просто слова. Это настрой души, из которого выходят дела.

Поэтому надо беречь чистоту души с детства, а она начинается с чистоты мысли и слова.

           Тяжкий грех нашего языка – ложь. Сам Господь сказал, что отец лжи диавол.

           Общим презрением среди людей всегда пользуются ябедники. Некогда государь Александр 111 наставлял воспитателей своих детей: «Подерутся – пожалуйста, но доносчику первый кнут» Почему ябеда – грех языка? Потому что это свойство человека лживого и подлого.     

            Злоречие – злая речь. Само слово говорит за себя. Злые слова, которые скрываются с языка, на самом деле исходят из сердца. А если сердце занято злом, как там поселится добро, любовь?

              Об осуждении сказано в Священном Писании: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» Поэтому прежде чем осудить кого-то, я говорю себя: «А сам какой?»

             Как же побороть грехи языка? Зло можно вытеснить добром. Надо вытеснять слова, оскверняющие язык, душу словами, которые благоприятны и спасительны. Надо хранить язык свой в чистоте и уста свои  во святыне.

         Все мы имеем грехи, и грехи эти у всех одинаковые — нарушения десяти заповедей.

 Может, только в разной форме, либо делом, либо словом, либо помыслом. Каждого из нас есть за что наказывать. Поэтому так важно прощать, а не судить. Тем более, что суд наш вызван не проступком ближнего, а просто нелюбовью к нему. «Не по хорошу мил, а по

милу хорош», — говорит пословица. А «любовь долго

 

 терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла... все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4—5, 7).

       Ученик Христа, Апостол Иоанн Богослов, названный Апостолом любви, единственный из учеников доживший до глубокой старости и умерший своей смертью, в последние годы на все вопросы о жизни и спасении повторял: «Детки, любите друг друга». Этими словами и мне хочется закончить работу: «Любите друг друга».

 

Васильева Екатерина, учащаяся 9 класса Мушковичской ОШ

Руководитель: Панова С.В., учитель русского языка и литературы  Мушковичской ОШ

Слово-дар Божий


 «Моё Слово - дар человечеству третьего тысячелетия, желающему жить. В нём всё необходимое для жизни. Вникайте в мою весть. Вслушивайтесь в Моё Слово. Уверуйте в Слово Моё, запишите завет Мой в сердце своё. Наступил конец прежнему миропорядку земли и близок век Преображения. Всякий, протянувший руку ко Мне, будет спасён. В любви и трепете творя божественные свитки, вы сподобитесь живой беседы со Христом и Богоматерью. Словом Богоматери открылось новое летоисчисление. От престола Премудрости Она изрекает учение для последних времён. Воспринимайте Откровения Божией Матери в XXI веке как явление Святого Духа человечеству.» ( Из Откровений Премудрости Божией ). Как часто мы не понимаем или не хотим понимать этих слов.

Слово — дар Божий, которым наделен один только человек, чем он и отличается от прочих тварей Божих. Бог наделил словом только человека, надеясь, что человек употребит сей божественный дар во благо человечества. Слово — проводник наших чувств, желаний, мыслей, радости, печали. Словом держится союз и сила человеческого рода. Отнимите слово, и все связи между людьми нарушатся. Представьте только на миг, что однажды утром вы встали и поняли, что не умеете разговаривать. Возможно, сначала вы воспримите это, как шутку, просто интересное приключение. Ведь есть люди немые от рождения, и ничего живут. Но сколько теряют они в своей жизни. Ведь даже самые сокровенные слова они вынуждены показывать жестами. Они не могут крикнуть вслед любимому человеку: « Не уходи, прости меня». Они не могут прошептать маме на ушко: « Я люблю тебя». Они не слышат, что говорят люди вокруг них, и не услышат первое слово своего ребенка. Просто вдумайтесь, как это страшно. И представьте, что однажды Бог может лишить нас всех этого дара за то, что мы его совсем не ценим. Однажды Господь уже наказал за горделивый помысел древних людей, намеревающихся построить башню до небес, и прибег к очень простому средству: он смешал их языки и тем самым разрушил их тщеславную попытку. Поэтому слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе.

Бог подарил нам такие слова, как любовь, счастье, мир, дружба, детство, братство. Но человеку показалось, что этих слов недостаточно. Он придумал: война, горе, убийство, проклятие, ненависть, терракт и другие не менее страшные слова.

Есть легенда об Эзопе, знаменитом баснописце древней Греции, рабе философа Ксанфа. Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел мне отыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?».

Действительно, слово может примирить врагов, а может и убить человека. Что может быть хуже и лучше слова? Следует бережно относиться к слову. Оно - дар Божий. Словоохотливый человек - расточитель слов, и ему нужны лишь уши собеседника, ибо речь для него только привычка к пустому многословию без звонкой и яркой мысли. Слушать талантливого собеседника - удовольствие, а словообильного - терпение на грани мужества. У слов есть свои болезни и многие из них мертвы, если не одухотворены пониманием их сути. Молчание исцеляет слово. Ильин считал, что в душе молчаливого человека есть внутренние тайники, где отстаиваются слова, чтобы затем заиграть смыслом, значением, точностью и образностью. Мысль нельзя выплеснуть. Она должна созреть и получить свой образ. Она зреет в тишине, пока сама не потребует слова. "На свете есть творческое молчание, - писал Иван Ильин, - святая тишина, в которой рождается истинное слово; божественная наполненность, которая бесшумно ведет себя вовне; обращенное в себя созерцание, в котором возникают слова, подобные деянию, и деяние без слов. В таком молчании мы дарим нашим словам исцеление..."

Так давайте же уберем из своего языка больные, мертвые слова, несущие только боль и разрушение. Давайте, будем бережнее относиться к каждому сказанному нами слову, и тогда мир вокруг нас заиграет совсем другими красками.

 

Слово нам дано для назидания ближних, для совершенствования, для прославления имени Божия. А не для того, чтобы из наших уст исходили праздные, суетные, оскорбительные речи. Поэтому крайняя осторожность и умеренность в словах во все времена почиталась не только как великая христианская добродетель, но и как самое лучшее средство сохранения мирной счастливой жизни в человеческом обществе. Произнесенное слово —никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно не возвращается назад. Но оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки. И, разросшееся в великое дерево с его плодами, оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием. Не зря народ еще в древности придумал пословицы: Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. Слово - ранит быстрее, чем лечит. Дурное слово друга делает недругом. Злое слово камнем на сердце падает. Ласковое слово слаще меда. От хорошего слова миру светло. Чем длиннее предложение, тем меньше смысла.

 

 

Слово - это величайшее сокровище. Через слово мы молимся, обращаемся к Богу, словом мы связываемся друг с другом. Мы получаем наставления, увещания, советы, мы делимся радостью и горем друг с другом, и письменно связываемся с друзьями, которые находятся от нас в отдалении. И если отнять слово у людей, то человеческий род перестанет существовать. Вот такое величайшее значение имеет этот бесценный дар, который дал людям Бог — слово. Поэтому мы должны себя беречь от болтливости. Дух празднословия не даждъ ми, — молимся мы Великим постом.

Прислушайтесь, что же слышим мы вокруг себя, какие слова нас окружают. Мы слышим грубые, бранные слова, мат. В медицинской практике известно такое явление: при параличе, при полной потере речи, когда человек не может выговорить ни "да", ни "нет", он может, тем не менее, совершенно свободно произносить целые выражения, состоящие исключительно из матов. Явление на первый взгляд очень странное, но говорит оно о многом. Получается, что эта, так называемая речь, проходит по совершенно иным нервным цепочкам, нежели вся остальная нормальная речь. Это речь не от Бога, а от дьявола. Всякий знает, что первая фраза Евангелия от Иоанна такова "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Словом Бог создал все сущее, но очень скоро дьявол гоже словом искусил Адама и Еву, и первые люди потеряли рай, созданный для них Богом. Вот так уже в начале бытия слово оказалось и созидательным, и разрушительным.

В Библии об особенном отношении к слову говорят многие пророки, апостолы и сам Иисус Христос. Вот в Притчах Соломоновых сказано: "Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда". Там же сказано: "Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется". Апостол Петр предупреждает: "Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте... Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей". И, наконец, Апостол Павел прямо говорит: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе", "А блуд и всякая нечистота... не должны даже именоваться у вас". "Злоречивые... Царства Божия не наследуют", — прямо указывает Апостол.

В последнее время наука доказала, что от употребления мата, произношения плохих, несущих отрицательную энергетику слов страдает не только нравственность, но и здоровье человека. В самом что ни на есть физическом значении слова. Одним из первых ученых, обративших внимание на такой аспект, был Иван Белявский. По его мнению, каждое произнесенное или услышанное человеком слово несет в себе энергетический заряд, воздействующий на человека.

В русском народе матерщинников, людей, произносящих плохие слова, издавна именовали богохульниками. Сам факт появления таких слов — это хула на Всевышнего. Творец Вселенной дал людям красивые, богатые по выразительности, чудесные языки. И вот от этого языка мы отказываемся. И нередко используем жалкий набор ужасных и не Богом данных слов. Слов, "подсказанных" извечным врагом рода человеческого. Слово должно нести благодать — благие дары, добро, служить назиданию в вере. Иными словами, приближать нас к Богу, а не отдалять от Него. Так давайте будем дорожить великим даром бога человечеству!

 

 

 

Иванова Светлана, учащаяся 8 А класса СШ №10

Руководитель: Орлова И.М., учитель русского языка и литературы СШ №10

 

Размышления о последнем русском царе, о верном его «гусляре», о времени и о себе.

Наш последний мученик Царь, взошедший в годы лихолетья за Россию на Рус­скую Голгофу, - что знаем мы о нем? Для многих ли и сегодня открыто это светлое имя? Или по-прежнему глаза наши «удержаны» грехами и страстями безумствую­щего мира? И хотим ли мы понять причину нашего всенародного поругания и оску­дения? Много ли нас, хотящих понять, а значит, - «восстать из пепла»?

Но Слово приходит и стучит в двери тех, кто хочет и способен слышать. («По­знал я глас иных желаний», - писал Пушкин).

Имя «царского гусляра» Сергея Бехтеева - русского офицера, кавалергарда, выпускника Александровского (того самого, Пушкинского!) Лицея - сегодня вер­нулось к нам из великого Русского рассеяния. Патриот, лично знавший Царя, Се­мью, чьи стихи, как когда-то стихи А.С.Пушкина, через верных людей пересыла­лись в Сибирь к месту ссылки. Сергей Бехтеев открывает нам нашу православную Россию, ее трагическую историю, дает нам возможность осмысления.

Меня поразило стихотворение 1922-го года, в нем запечатлено видение Дивеевской старицы, которое было открыто поэту в декабре 1917-го года родствен­ником, приехавшим из Сарова, где служили молебен о здравии Государя Импера­тора. Царь был еще жив. Вот эти строки:

 

Старица скорбно во мглу, в безнадежность глядит. Смотрит - и видит, молитву честную творя,

Рядом с Христом Самого Страстотерпца Царя.

Вместо короны стоит Он в терновом венце;

Капли кровавые тихо спадают с чела,

Дума глубокая в складках бровей залегла.

Смотрит отшельница, смотрит, и чудится ей –

В облик единый сливаются в бездне теней

Образ Господень и Образ Страдальца-царя.

Видит она - лучезарный, нездешний чертог...

Вместе с Иисусом Двенадцать за брашной сидят,

И за столом, ближе всех, одесную Его,

Видит она Николая, Царя своего.

Блещет в алмазах его драгоценный венец;

С плеч ниспадает порфиры червленый багрец.

 

 

С. Бехтеев зарифмовывает Божье послание, ничего не добавляя от себя, так ког­да-то работали русские иконописцы, так вещали посланники Божьи - пророки.

 

 

Совсем недавно (2000) наш Царь был не без долгих сомнений и споров причислен к лику святых. Да и сегодня еще осмеливаются в тех или иных «шоу» взвешивать на человеческих весах Его святость. А Господь Его, еще живого, увенчал мученическим драгоценным венцом, сняв терновый венец, который надела на своего Государя соблазненная Россия. Царь повторил подвиг любви и веры Христа, прошел Его путь, оттого в видении и слились в единый Лик образ Христа и Царя. И теперь у нас есть великий Заступник, к Нему мы должны идти и просить молитв за Россию. («Батюшка Царь, помолись Ты, Кормилец, за нас!»).

Венцы... Венцы... Большевики снесли на Красной площади Иверскую часовню, где находилась великая святыня - икона Иверской Божией Матери. В начальные века христианства щечка Богородицы была рассечена мечом безверного воина. И закапала из нее живая кровь, обратив пораженного воителя в христианина. С тех пор на Иверской иконе Богородица изображается с рассеченной ланитой...

Новая большевистская власть узаконила святотатство, предметом наживы и торговли стали драгоценные оклады икон. И с Иверской была «снята старинная риза со всеми находившимися на ней драгоценными каменьями».

Каков же дальнейший путь святыни? Об этом рассказ С. Бехтеева:

 

Погостивший за морем купец, Продает с общественного торга

С Богоматери украденный венец.

И кокотке, вышедшей из бара, Модный лев парижского бульвара

Покупает камни для колец.

 

Бал гремит. Нарядные блудницы Мчатся в вихре пляски круговой,

В их уборах, как огни зарницы, Слёзы-камни искрятся игрой.

 

А в глуши, далекой и мятежной,

Где скорбит распятый человек, Богоматерь с благостью безбрежной

Смотрит скорбно на кровавый век.

И под вой бесовский и угрозы

Перед Ней горят, как жемчуг, слезы

Нищих, сирых, хворых и калек...

 

Как современно и больно звучат сегодня эти строки! Иверская часовня восстановлена, и восстановлены многие храмы и монастыри, но Россия по-преж­нему нищая. Миллионы обездоленных, брошенных детей; брошенные деревни, земли; нищенское существование русской глубинки... И зрелища, зрелища, вывоз национальных богатств... Заводы с иностранными инвесторами, с иностранной ра­бочей силой... А наши заводы, птицефабрики банкротят - цыплят (живые желтень­кие комочки - ведь это деточки!) плачущие русские женщины выносят на мороз и живыми заливают холодной водой! И никто! ничего! не может сделать! И только «кокоткам» разных мастей хорошо платят. Только забывают «творящие беззако­ние», что Покров Богородицы по-прежнему с нами и над нами - «нищими», «си­рыми», с изболевшимися душами. И если мы еще плачем-молимся о нашей России, то слезы наши - жемчуг в венец Заступницы Богородицы. И ни одна скорбная слеза не бывает напрасной! Но главное - слезы наши должны стать слезами Покаяния. И об этом стихотворение С. Бехтеева 1942-го года. Название его звучит резко, как удар: «За что?». В нем ответ всем нам, русским, забывшим о своих святынях, в лице отцов предавших их:

 

И долго будем мы томиться

Под нам ниспосланным Крестом,

Пока в душе не совершится

У нас великий перелом,

Пока от зол мы не очнемся,

И, приведя наш бунт к концу,

К Царю мы, каясь, не вернемся,

Как дети блудные к Отцу.

 

Царь - это и наш Страстотерпец Николай II, и Царь, которого ждет наша православная Россия (вспомним пророчества старцев), и Царь Славы - Христос, придти к Которому - значит жить по Его завету - завету Любви... А сегодня в сердцах многих из нас «оскудела Любовь». Разве что себя мы только и умеем «любить» и «жалеть»...

Мне хочется закончить свое эссе словами из «Дневника» Государя: «Все в воле Божией. Уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее».

 

 

Марченков Евгений, учащийся 9 Б класса муниципальной гимназии

Руководитель: Ускова О.В., учитель русского языка и литературы муниципальной гимназии

Первосвятительское Слово

Слово... Слово живёт доли секунды и пропадает в пространстве. Слово - почти нематериальное явление. Кажется, и предмета разговора нет и говорить не о чем. Так думал я, как и многие другие, не подозревая о силе слова, не думая о том, что есть слова, от которых на душе и в мире делается светлее. Но! Совсем недавно у меня изменилось отношение к слову.

Мне часто приходилось слышать слово «проповедь». Обычно в словосочетании: «Что ты мне проповеди читаешь?» Слово звучало с несколько пренебрежительным оттенком, а для меня оно имело какое-то отрицательное значение. Но вдруг отношение к этому слову у меня изменилось.

Это произошло этим летом. Лето 2010 года выдалось необычно жарким. Духота. На улицу идти не хотелось. Смотрел телевизор. Переключал каналы один за другим. И вдруг, что-то привлекло моё внимание, удержало у экрана.

Выступал, вернее, просто говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл. Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл -удивительный человек. Я его видел несколько раз, когда он еще был митрополитом Смоленским и Калининградским. Он приезжал в Ярцево на День Города, на праздник Петра и Павла в Петропавловский храм. Правда, слышать его проповеди тогда мне не пришлось. Жалко, конечно.

И вот теперь... 16 июля 2010 года, Москва, Успенский собор. Был день памяти митрополита Филиппа. После службы в Успенском соборе патриарх говорил «проповедь».

 

Я слушал его речь. И, как загипнотизированный, сидел у экрана. О митрополите

 

 

Филиппе я знал немного. Сразу вспомнился фильм «Царь» с прекрасной актёрской работой Олега Янковского.   Фильм мне понравился, впечатлил меня.

«Мы прославляем Филиппа как святого,- говорил патриарх Кирилл. Митрополит Филипп сделал свой выбор, он не благословил царя Ивана Грозного на его «деяния». И царь жестоко расправился с ним... Каждый человек сегодня проходит через кошмар выбора...».

Это словосочетание «кошмар выбора» - из уст патриарха сначала звучало как-то странно, покоробило меня. Но патриарх продолжал: «Сегодня каждый делает выбор между добром и злом, верностью и обманом, правдой и ложью...» И вдруг меня озарило: я понял, да, действительно, этот выбор сегодня для всех является «кошмаром». И я - не исключение.

Что меня поразило в словах Святейшего? Прежде всего, то, что говоря о конкретном историческом факте, исторической личности, он умеет связать прошлое и настоящее. Вот он нашел эту ниточку - «кошмар выбора» - и сразу задумываешься о сегодняшнем дне, о своём выборе. А если бы я был на месте митрополита Филиппа, фантазировал я, смог бы поступить так же? Мне стало страшно, я вдруг почувствовал этот « кошмар выбора» на себе.

Патриарх закончил своё выступление. По времени Святейший говорил не очень много, 5-7 минут, но по значимости - гораздо больше. Как-то густо говорил. Передача закончилась. А Слово Патриарха звучало ещё у меня в ушах. Как умеет говорить! Каждое его слово - весомо. Какая-то неведомая сила таится в каждом его словесном образе?

Да, понял я, слово - это великая сила. Особенно Такое Слово Такого Человека. А ведь не только я так внимательно слушал патриарха Кирилла. Я видел на экране лица людей, обращенные к патриарху. Женщины, мужчины, дети, молодые девушки, старушки ловили каждое его Слово, боясь что-то упустить. Они жадно, как и я, внимали каждому его Слову. Люди слушали, и у них, как и у меня, менялись мысли, а потом, наверное, - и поступки.

Теперь я часто включаю православный канал «Спас», где в рубрике «Хроники служения» часто выступает патриарх. Я слушаю его пасторское слово. И начинаю еще больше проникаться православной верой. Хочется узнавать все больше и больше.

Слово патриарха Кирилла-Слово настоящего пастыря. Его Слово всегда значимо, всегда направляюще, указующе. Во всех его проповедях красной нитью проходит одна мысль: Православие должно стать мерилом всех наших поступков, мыслей, слов. Все его проповеди пронизаны заботой о будущем России. Да, его служение - это и есть служение Слова.

Каждое его Слово как удар колокола. Слушая его, вспомнил хорошо известные строки : « Глаголом жги сердца людей ». Да, своим Словом он жжёт душу каждого. Он способен увлечь, повести за собой. Начинаешь задумываться, а правильно ли ты живешь. Меняются мысли. И это, я уверен, происходит не только со мной, а в душе любого слушающего.

Слово! Благодаря Первосветительскому Слову Патриарха, я понял, что в слове заключено всё: и человек, и его жизнь, и его поступки, и родина и... весь смысл человеческого бытия. «Вначале было Слово...» - эти слова из Библии открылись для меня теперь заново.

 

Науменкова Лидия, учащаяся 9 класса Засижьевской СШ

Руководитель: Потлова Л.В., учитель литературы Засижьевской СШ

 

Напутствие

Посмотри на ласковое небо,

Улыбнись и больше не кричи.

Ты поймёшь, что Кто-то всё же видит,

Когда мы отчаялись в пути.

 

Ты живи и никого не слушай,

Будь собой, душою не криви,

Если вдруг тебе не станет лучше,

В храм священный смело ты войди.

 

Там тебе захочется остаться,

Чтобы к Богу ближе стать в душе

И святой молитве предаваться,

Позабыть о горе в тишине.

 

Там всё сразу станет так понятно,

Что мы все, как бабочки в ночи.

Также слепо мы летим куда-то

И не слышим голоса Любви.

 

 

 

 

 

 

 

Петрова Валерия, учащаяся 8 класса Суетовской СШ

Руководитель: Желудева В.В., учитель основ православной культуры Суетовской СШ

Слово гнилое да не исходит из уст ваших

 

Горе сквернословам. Гортань их - открытый гроб.

(Рим. 3: 13)

 

Бесстыдство языка создаёт ту среду,

в которой бесстыдство уже привычное дело.

Д.С. Лихачёв

 

Слово… Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, найди эти звуковые волны…

Слово – это такой чудесный Божий дар, который дан только человеку. И именно нашей стране, нашему народу Творец Вселенной дал язык редкой красоты, богатства и выразительности.

Словом Бог сотворил всё. «Вначале было слово», - говорится в Евангелии от Иоанна. Слово - орудие человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемся словом. А сквернословием сеется тьма. Апостол Павел учит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших…» (Еф. 4:29) Слово должно нести благодать – благие дары, добро, служить назиданием в вере, то есть приближать к Богу, а не удалять от Него. Так почему же люди отказываются от этого прекрасного дара, и вместо Богом данного богатства употребляют жалкий набор гнусных выражений, гнилых слов?

Так больно смотреть, как добрые искренние слова заменяются матом. Зачем же загрязнять свою душу и разносить это зло по всей земле?..

 

Грех сквернословия легко перенимается и прививается. Он так разросся, что уже не осознается грехом. Из поколения в поколение передаётся это отвратительное наследие – так вырождается нравственность народа. Но всё-таки никогда сквернословие не носило такого массового характера, такого невиданного размаха, как в последние годы. В воздухе витают мерзкие ругательства. И это не одёргивается, не пресекается, как было раньше. В Ветхом Завете, если сын злословил отца или мать, его при свидетелях насмерть избивали камнями. В древности на Руси сквернословие всегда считалось непристойным. За него пороли, отлучали от Церкви, сажали в тюрьму. При царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче сквернословы несли телесное наказание. На рынках и по улицам ходили переодетые государственные люди со стрельцами, брали бранящихся и тут же всенародно, для всеобщего назидания, наказывали розгами. Мне так больно осознавать, что сейчас сквернословие стало необходимой деталью жизни.

 

 

А ведь ещё совсем недавно существовало понимание, что материться – это стыдно, что нельзя материться при женщинах и детях. А что мы видим теперь? В последнее время к сквернословию пристрастились. Оно охватило все социальные слои общества. Гнусные, нецензурные слова несутся с экрана телевизора, со страниц современных книг, журналов, газет.

Учёные Российской Академии наук под руководством Петра Горяева пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Причём ДНК не разбирается, общаемся ли мы с живым человеком или с героем телеэкрана. Любое произнесённое слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Злые слова и матерщина не только наносят вред тому, к кому они обращены, но ещё больше тому, кто их произносит. Об этом не стоит забывать. Первое из ожидающих душу после смерти испытаний – это мытарство за злые и бранные слова. «От слов своих оправдаешься, от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37) - предупреждает Спаситель.

И если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, не рассыпался бесплодным прахом, мы должны активно бороться с грехом сквернословия, не давать оскорблять полученный нами великий Божий дар – родной язык. Нельзя равнодушно смотреть, как уродуют его матерщинники, употребляя отвратительные, скверные слова, подсказанные извечным врагом рода человеческого. Ведь совершающий грех сквернословия сознательно калечит в себе образ Божий – и это начало богоотступничества. Так среди православных верующих живёт предание, что Пресвятая Богородица особо просит у Господа спасения России, ибо Россия есть Дом Богородицы, один из Её уделов на земле.

Но, молясь за православную Россию, Богородица отказывается поминать в Своих молитвах тех, кто сквернословит. Богородица не молится за тех, кто ругается матом. Матерный язык есть наследие языческих времён, когда славянские племена ещё не соединились в единый русский народ, создавший великую культуру, сформированную православным воспитанием.

«Язык» по-старославянски означает «народ», то есть, каков язык, таков народ. Может ли рассчитывать на что-то хорошее скверноязычный народ? Также и путь каждого из нас зависит от языка.

В старой казачьей сказке «Смерть атамана Игната» есть такой эпизод: «Жестокая битва завязалась. Ядра до того густо летят, как будто мост через Кубань перекинули. А ни одно ядро казаков не разит, потому что они в духовной и плотской чистоте. Но распалился гневом Игнат, да как крикнет: «Ах ты, мать твою!..» - забыл атаман, что казаку нельзя чёрными словами ругаться, тут его ядро в грудь и ударило». В щите веры оказалась щель – враг человеческий туда и уязвил!

В последнее время в нас активно внедряется мнение о том, что русский язык невозможен без мата, что без него речь теряет свою выразительность. Не может быть! Русский язык прекрасен, восхитителен. В нём тысячи синонимов, антонимов, фразеологизмов! Неужели нет слов, которые не могут заменить мат? Конечно, есть. Просто люди не задумываются об этом. Неужели так приятно произносить нецензурные слова вместо приятных, нежных слов? Когда мы сквернословим, какие воспоминания приходят на ум? Какие чувства вырабатываются? Что-то плохое, некрасивое, порой ужасное. А стоит произнести самое простое хорошее слово, как на лице проявляется милая улыбка, что-то благоприятное витает в воздухе. Почему же люди используют в речи нецензурные слова? Чтобы ответить на этот вопрос, я решила провести небольшое анкетирование. Подойдя к мальчишкам из своей школы, я задала им всего лишь два вопроса: Ругаетесь ли вы матом, и почему? Вот, что они отвечали:

«Да, потому что маленький словарный запас».

«Нет. Это не красиво».

«Да. Сам не знаю, почему».

Из десяти мальчишек в возрасте 12-14 лет, опрошенных мною, семеро ругаются матом или употребляют в разговорной речи нецензурные выражения и слова.

Действительно, люди ругаются матом по разным причинам. Одни просто не могут отказаться от этой плохой привычки, другие не понимают, какой вред они наносят себе и окружающим их людям.

Мы не можем изменить весь мир, не изменившись сами. Так давайте же изменимся и попробуем убедить других, что сквернословие – очень большой грех. Ведь невольно катятся слёзы, когда видишь, что наша Великая держава, наш непобедимый народ тонут в этом огромном море печали, тьмы и сквернословия!

Нецензурные слова – вон!

Нам не нравится ваш тон.

Вы грубите,

Вы шалите,

Вы и матом говорите.

Убирайтесь-ка отсюда

Кабы не было вам худо!

Мы как вместе-то возьмёмся,

Да и выкинем вас вон.

Будет хуже и больней,

Уходите поскорей!

Все разумные люди понимают, что ругаться матом – это плохо.

Так давайте же будем нетерпимы к сквернословию - наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет!

 

 

 

Примха Софья, учащаяся 10 А класса СШ №9

Руководитель: Желудова В.В., учитель русского языка и литературы СШ №9

 

Слово, благодать несущее

           

Мой замордованный народ!

Печальна полоса невзгод,

Прискорбна общая разруха,

Но страшно поруганье духа!

           Иеромонах Роман, 2002г.

 

Слово  есть любовь. Слово не может не служить ближним. Каждый из нас, даже и тот, кто  ничего не имеет, может любить и расточать любовь. А исходя от Бога, служение и любовь к Слову творят Добро. Оно - откровение Самого Бога. Слово в нашей жизни как небесная песнь и сеет повсюду добрые семена. Такого Сеятеля я увидела в Святейшем Патриархе Кирилле, познакомившись с книгой «Патриарх и Молодёжь: разговор без дипломатии». (Москва, 2009г., Даниловский благовестник). Книга написана для нас, молодёжи, для всех тех, кто работает с молодёжью, но, читая её, я чувствую, что простое, искреннее, исполненное любви Слово обращено лично ко мне, отвечает на мои внутренние, непростые вопросы: водить ли молодёжь за руку? Надо ли быть религиозным в молодости? Спорят ли наука с религией? Как церковь относится к интернету?

 

Сегодня  молодежная проблема — одна из основных в деятельности Святейшего Патриарха. Живое, горячее слово, сказанное Первоиерархом, полное понимания и любви, поворачивает молодых к Христу, к вечным ценностям жизни, к тому, без чего она теряет смысл. Он говорит языком, понятным молодежи, не заигрывая и не поучая, как с равными.  Предстоятель нашей Церкви стремится проникнуть в суть самых разных жизненных и духовных проблем нового поколения, помочь молодому человеку найти их верное решение.

 

 

 «Я очень надеюсь на вас как Патриарх, вы — мои союзники. Я бы очень хотел вместе с вами делать то, что мы все должны сегодня сделать, возрождая жизнь нашего народа», — сказал Патриарх активистам молодежных организаций. По мнению Предстоятеля Русской Православной Церкви, «церковь не может не иметь молодежной темы в качестве приоритетной. Мы это делаем не только для того, чтобы больше молодых людей было в наших храмах, но и для того, чтобы такие замечательные понятия, как целомудрие, чистота, сила духа стали не просто добродетелями, а притягательным идеалом для молодежи», — подчеркнул Патриарх.

 А вот на чём Патриарх Кирилл акцентирует внимание, выступая на III Сретенских встречах православной молодежи, которые состоялись 14 февраля 2009 г. в гостиничном комплексе «Даниловский». В молодежном форуме приняли участие 42 православные организации из 21 епархии России. «Я считаю молодежную работу в Церкви приоритетом для всей Церкви». Во-первых, именно молодежь сейчас находится «на передней линии фронта борьбы за человека», «борьбы между Богом и диаволом, между светом и тьмой». Эта борьба осложняется особенностями современной культуры, где «идея свободы опустошила саму себя», вытеснив на периферию «идею греха». Поэтому Церковь сегодня «робко настаивает на том, что в центре человеческой жизни должно быть покаяние». Он говорил о человеческой совести, которая является «инструментом» Божьего суда на земле. «Конечно, Господь судит и другим образом – он наказывает нас за наши грехи. Любой человек, внимательно наблюдая за своей жизнью, может точно сказать, когда он был Богом наказан, но может также сказать точно, когда он был Богом поощрен», - добавил Патриарх.

Патриарх Кирилл предупредил своих слушателей об опасностях огромного информационного потока, который эксплуатирует инстинкты и «порабощает чувства», «изгоняя образ плотской чистоты», «отрывая мощное инстинктивное начало от любви». Важно бороться за молодежь, «вырывать из цепких лап греха молодые души, … чтобы изменилась жизнь человеческого общества, чтобы понятия целомудрия, чистоты, силы духа стали снова притягательным идеалом для молодых людей», - подчеркнул предстоятель РПЦ.

Вторая причина важности молодежной работы состоит в том, что именно православной молодежи предстоит ответить на «особые ожидания», которые общество связывает с Церковью. Именно молодые прихожане должны стать «передовым отрядом Церкви», они призваны к «интенсивной работе в «пограничной зоне», на стыке Церкви и общества», так как молодому человеку «сподручнее свидетельствовать о Христе такими словами и делами, которые убеждали бы современного человека». Роль церковной иерархии состоит в том, чтобы помогать в организации молодежной работы организационно и финансово, но инициатива должна исходить от самой молодежи. «Я очень надеюсь на вас как Патриарх. Вы – мои союзники», - обратился в заключение Первоиерарх РПЦ к залу.

Отвечая на вопрос, как сочетаются современные молодежные увлечения и Православие, Его Святейшество предложил провести разграничение между увлечениями, к которым может относиться, например, спорт, и особой молодежной субкультурой.

«В рамках этой субкультуры, как в рамках любой культуры, есть нечто такое, что очень важно поддерживать и всячески развивать, а есть что-то, что представляет опасность для целостности человеческой жизни», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. Он напомнил, что слово «культура» происходит от латинского корня, который имеет два смысла: с одной стороны — богослужение, почитание Божественного, с другой стороны — возделывание земли.

«Эти два значения очень важны для понимания того, что есть культура. Если культура есть возделывание, то возделывание чего? Человеческой личности. И в результате возделывания должно происходить возрастание — возрастание интеллектуальное, эстетическое, нравственное, духовное. Человек должен расти. Значит, если культура обеспечивает такое возделывание человеческой природы, в результате которого появляются добрые плоды, то такая культура, несомненно, имеет очень большое значение для жизни человека и общества. Ну а если в рамках этой культуры раскрепощаются инстинкты, человек ведет себя как зверь, если в результате этого распространяются алкоголизм и наркомания, разрушаются семьи, разрушается священное понятие любви, то это не культура и даже не псевдокультура — это антикультура», — подчеркнул Его Святейшество.

...Несколько страниц  из 200 этой книги. Но для меня это абсолютный пример  Служения  Словом своему народу, русской православной церкви, всему обществу.

Сегодняшние  выступления Патриарха Кирилла перед молодёжью являются историческими.  Если эти идеи и проекты будут реализованы, то они позитивно изменят ход и отечественной, и мировой истории. Патриарх назвал «битву за молодёжь» ключевым полем битвы, которую ведёт Церковь за души людей, причём это битва не только за будущее, но и за настоящее нашей страны.                            

Святейший сказал, что с молодёжью нужно активно работать. Нужно готовить молодёжных лидеров, нужно делать так, чтобы работа с молодёжью была яркой и интересной, потому что скуке в молодёжной среде не место - иначе работа не будет успешной.

Совсем недавно прошли Рождественские праздники. Наш 10 класс, сотрудничая с Православным центром на постоянной основе, провёл три Рождественские встречи: в Православном центре, в школе, в клубе «Современник». Скучно никому не было! Три театрализованных журнала по изучению Жития Святых, а на наши праздники Масленицы, Пасхи собираются дети и взрослые всего микрорайона нашей школы.

Мы стараемся делами следовать примеру нашего Патриарха. Для нас он Человек  непререкаемого Авторитета, Чести, Совести, Достоинства. Его Слово сегодня – это более шестисот статей, выступлений, книг с 1968  г. по 2010 г. Его сайт - один из самых посещаемых. Его награды перечислены на двух печатных листах (см. приложение).

Но самое ценное – что Его Слово собирает стадионы верующей и неверующей молодёжи. Святейший  Патриарх Кирилл помогает своим горячим, исполненным любви Словом всем тем, кому небезразлично будущее нашей Церкви и нашего Отечества. Для нас, молодёжи, Он самый правильный христианин, мы чувствуем от него Божественное просвещение, верим Его Слову и следуем ему, помня, что Господь вверил нам, русским, великий  спасительный талант православной веры. И через своего Патриарха мы как бы перед каждодневными вопросами: умножаем ли мы вверенный нам талант веры православной? Стараемся ли жить по вере? Стараемся ли себя украшать всякою христианскою добродетелью?

Нужно ли говорить, напоминать, что сегодня творится вокруг нас в обществе, в учебных заведениях, в печати, на телевидении...

Когда глаголющие лживы,

Когда все силы – для наживы,

Когда забыто благородство,

Когда любуются уродством,

Когда священно обрыдло,

Тогда ты не народ, а быдло!

Иеромонах Роман, 2002г.

Невольно приходится думать, что же делает нашего Патриарха Богатырём Духа, принимающим все вызовы Жизни? Конечно, Вера! Вера отвечает на все вопросы человека о мире, о своём назначении земном. Обладая верою, он не боится Жизни, смело плывёт по житейскому морю!

 

 «И задача заключается в том, чтобы сегодня люди это осмыслили и приняли феномен веры как историческую традицию, не как часть фольклора – милого, приятного, вводящего в уютную атмосферу прошлого со всей его романтикой, а как реальный мировоззренческий вызов; чтобы современное человечество поняло: существование цивилизации во многом зависит от того, насколько люди примут в ум и сердце Божью правду».

 

 

Из интервью Святейшего Патриарха Кирилла для программы «Национальный интерес» (Телеканал « Россия» 26 ноября 2009 г.).

Действительно, пусть «правда глаза колет», пусть она неприятна. Но она помогает обществу и каждому из нас исправиться. Замолкнет Слово человеческое, но не замолкнет Божье вразумление – болезнями, неурожаями, пожарами, катастрофами, авариями...

Сохрани же нас, Господи, от таких испытаний, дай нам смирение и послушание Слову Нашего Патриарха! Господи Боже Милосердный, Боже Всемогущий, помилуй Землю Русскую, вдохни мужество в сердца стоящих на страже благоустроения Отечества!

 

 

Сафонова Светлана, учащаяся 9 класса СШ №2

Руководитель: Коробейникова А.Д., учитель русского языка, литературы и ИПК СШ №2

 

Голос русского инока

 

 

Быть пастырем - значит жить своей особой жизнью, а жить жизнью паствы, болеть её болезнью, нести её немощи с единственной целью: послужить её спасению, умереть, чтобы она была жива

Святейший Патриарх Сергий (Страгородский)

 

Учитель, поэт, монах, священник - в сущности, все эти люди одной породы. Они создают материальные ценности, они создают настоящих людей, они живут ради нас, «поддерживают в человечестве предания благородства и благополучия», помогают тем, кто любит поэзию, помнит слова великого русского поэта А.С.Пушкина о сути поэтического служения людям - «... и чувства добрые я лирой пробуждал.» Именно к доброму служению Лирой своему Отечеству, народу, России, к активному творческому труду и духовному единению с современниками зовет нас одухотворенное слово смиренного пастыря иеромонаха Романа (Матюшина), талантливого Божьей искрой.

Известно, настоящий поэт творит устами Божьими, ибо сам Господь вдохнул в него свою малую - творческую искру. Эта Божья искра и есть дар Поэзии, горючие вещество, которое возгорается в тех, кому дано «глаголом жечь сердца людей». Иеромонах Роман принадлежит именно к таким поэтам, удивительно-чувствительной душой, его совесть с болью отзывается на малейшие несправедливости, на малейшую нечистоту. Он убежден, что заблудший только своими силами и действиями спастись не может, ему нужна помощь:

Все ради духа! Кто тонул, тот знает -

Не в гибнущих спасение от бед:

Барахтанье и крики не помогут,

Они - для привлечения к себе.

Такие строки привлекают, сразу цепляют за все внутренние струны, ибо они дают понять, что всегда есть надежда исправиться. Каждой строкой он зовет за собой. В каждой строке глубина, мудрость и любовь к тем, кто рядом; назидание того, что полезно знать христианину, к чему нужно стремиться, как жить красно, богоугодно, сообразно с евангельской и христианской философией:

Как ни живи, а Бога не гневи!

Есть истина извечная, простая:

Собрание людское без любви -

Не братство, не сестринство, а стая.

высшей правдой, со светлым ликом, стремятся к Свету, Правде, Добру, Богоподобию.

 

Кто еще из современных поэтов может сравниться с ним по силе духовного воздействия на читателя, для которого он - поводырь, духовник, старец, хотя ему только 55! Сегодня он живет один на один со звездами, с небом, с ветрами, вдали от людей: на берегу речки Лыкино построил себе келийку. Здесь и появляются его новые стихи на листках, отпечатанных на машинке, в верхней части которых, перед началом стиха, непременно три крестика, благословляющие и охраняющие его стихи - молитвы. А келийку все равно находят паломники, которые устраиваются, не по-гостиничному, и слушают его Слово.

 

 

 

Строчки, рожденные подле огарочка свечи или лампадки, отогревают и просветляют всякую душу. Его стихи - моленье монаха - отшельника за нас с вами, и «сложил он их для попеченья о запущенной русской душе», как сказал об иеромонахе Романе Валентин Распутин в рассказе «Больница». Своим словом он будит нас от духовной спячки, зовет в мир, любимый Богом, в жизнь с правильным началом:

Пусть загорится искра Божья

    У  нас у каждого в груди,

Чтоб с Богом вы шагали рядом

Всегда на жизненном пути.

А вера светлая, как солнце,

Поможет душу вам спасти!

Духовная поэзия Матюшина не только увлекла меня, она потрясла мой разум: его стихи нашли отклик в моем сердце. Мне очень жаль, что не все знакомы с его творчеством. Оно так нужно русской душе. Если бы на самом деле узнала Россия отца Романа, его песенные моления, его поэтическое слово, пропитанное любовью к Богу, она стала бы совсем другой! И душа, и Россия! Так я считаю. А еще, я в этом убеждена, иеромонах Роман - теперь и мой духовник, и поводырь, он открыл мне мою душу. Теперь по его поэтическим строчкам, таким сильным, таким Богоносным, я буду сверять свою жизнь, ибо они созвучны тому, что происходит с моей душой и с душой любого человека, когда она принимает Бога:

Ты есть! И это все!

Я счастлив этим!

Исполнилась Тобой душа моя!

Есть Правда и Любовь на белом свете,

И Великий Смысл земного бытия!

Ты есть! И это так! И ты со мною!

 

 

Скворцова Кристина, учащаяся 8 класса муниципальной гимназии

Руководитель: Ускова О.В., учитель русского языка и литературы муниципальной гимназии

Какое слово для меня важнее

 

 «Вначале было Слово, и это Слово было Бог». Так говорится в священном Писании. Бог творил мир не руками, а Словом.

А как мы сегодня распоряжаемся этим бесценным божественным даром? Какое оно, наше слово, сегодня?

           Попробуем взглянуть на себя, на своих сверстников, со стороны. Прислушаемся к тем словам, которые употребляют сегодня чаще всего. Деньги, выгода, успех,  удовольствие,  почёт…

Слово помогает нам увидеть человека как бы изнутри. Помогает многое понять, обнажая духовный мир человека.   А что стоит за этим словами? Пустота…

 

           А ведь есть и совсем другие слова.  Слова иного порядка. С такими словами я познакомилась, изучая в этом году новый предмет – Историю православной культуры земли Смоленской.

 

 

 Расскажу о некоторых из них.

Стяжание. Длинное слово, тянется, медленно произносится. Услышав впервые, не поняла, что оно означает. Потом стала думать: в основе корень тяж – тянуть. Тогда я представила тяжёлую ношу, непосильную. Добавила приставку        с     -     она  имеет значение: собирания, стягивания чего-либо. Возник вопрос: чего?   С помощью учителя поняла    - Божьей благодати. Значит, постижение Божьей благодати постигается только трудом. Стяжание - это труд, тяжёлая ноша. И чтоб это осуществить, нужна целая жизнь - длинная, долгая.

Удивителен русский язык!  А если в слове стяжание поменять суффикс –  получится - стяжательство. И слово приобрело другой, отрицательный смысл. Нет, не стяжательство, а стяжание моё слово, мой выбор.

 Другое слово – преображение. В основе слова – корень - образ. Образ Божий или образ человека? А ведь человек – это подобие образа Божьего. Приставка    пере   - близка к слову - очень, означает очень высокий образ. Преображаться  -  значит принять другой образ. Более высокий. А какой?

 Где искать этот пример? Эту высоту? Ответ пришёл на одном из уроков –

 в православии. К сожалению, не в жизни. Так постепенно это слово стало моим ориентиром. Преображение – это движение вверх, восхождение, приближение к чему-то очень важному, значимому.

Каждый человек должен стремиться к преображению. Может быть, это и есть смысл человеческой жизни: постигая Бога, стяжая его дух, стремиться к нравственному совершенствованию.

 Но идти вверх всегда трудно, поэтому и слово «преображение» произносится так, как будто мы поднимаемся по крутой лестнице.

Его нельзя произнести на одном дыхании. Преображение души – это трудный путь. Не всем он по плечу. Но преобразиться, стать как Он, можно только, стяжая его дух.

Так в этих двух словах для меня открылось Православное учение.

 Работая над сочинением, я долго искала третье слово, значимое для меня. Оно нашлось не сразу, а только тогда когда я написала об этих двух словах: стяжание и преображение. Вдруг нашлось и оно.

 Я рассуждала так: ведь преображение осуществляется постепенно, по ступенькам. А что есть ступеньки, по которым  наша душа взбирается вверх? Это, конечно же, добродетель.

Добродетель - такое мягкое, ласковое слово. Само слово словно  лучится, несёт свет, радость.

 Слово добродетель  состоит  из двух слов: добро  и  делать.   Делать добро! В этом-то и заключается смысл православного учения!

Но сегодня, к сожалению, оно такое редкое слово. Нам всем так не хватает добра, добрых дел, тех, кто делает эти добрые дела…А жаль.

 Итак, я нашла для себя три важных, значимых для себя слова: стяжание, преображение, добродетель.

         По  нашей речи мы можем, понять православный ты человек или нет. Большинство ребят нашего класса считают себя православными.  Но,  не зная значения таких слов, быть православным, как мне кажется, нельзя.

 Благодаря предмету ИПК  земли Смоленской в моём лексиконе появились новые слова. Они стали для меня значимыми. Стали моими нравственными ориентирами. Очень жаль, что не все мои сверстники думают так.

 Для большинства из них «мои» слова – это только «мои» слова. Они не понимают, что от таких слов в мире делается светлее и добрее. И жизнь приобретает совершенно другой смысл!

 

 

Сморыгин Артем, учащийся 11 Б класса СШ №1

Руководитель: Лапина О.А., учитель русского языка и литературы СШ №1


Святые просветители

 

Кто посвятит свою жизнь служению слова,

того имя и после смерти будет бессмертным.

 

Эти слова узбекского поэта, мыслителя и государственного деятеля Низамаддин Мир Алишер Навои (1441—1501) как нельзя лучше подходят к моему эссе, посвященному Святейшему Патриарху всея Руси Алексию II.

Я считаю, что этот человек был уникальным для своего поколения — потому что он воспитывался вне России, вне советской системы, вне контекста советской жизни. Это была совершенно не та среда, в которой жило его поколение. Он родился и рос в эмиграции, в окружении буржуазной Эстонии и русских эмигрантов и принадлежал к очень известной дворянской семье, которая служила царю и Отечеству на протяжении многих поколений. Эта семья была другой, иной, не советской, и он, ее потомок, был дворянином не по происхождению даже, а по своей внутренней сути, ментальности. И это не выветрилось у него за следующие шестьдесят лет пребывания на территории Советского Союза.

Кроме   того,   он   был   внуком   расстрелянного белогвардейца. Его анкетные данные, на которые так обращали внимание советские отделы кадров, были из ряда вон выходящие.

И, самое главное — в юности, он сделал свой выбор в экстремальных обстоятельствах. В 46-м году он уехал из Эстонии, покинул семью своих родителей для того, чтобы вступить на путь священства и поступить в Ленинградскую   духовную   семинарию.   Сейчас   это кажется совершенно обыденным, но в условиях 46-го года это — выбор. Если проследить 25-летнюю историю Советского государства, это был выбор страдальческой жизни и мученического венца. Те, кто знают историю России, понимают, что духовенство в советские времена было истреблено почти полностью: большинство расстреляно, многие погибли в лагерях, и очень мало таких людей выжило. В 46-м году еще не все вышли из тюрем — несмотря на благосклонное отношение к Церкви Сталина, начиная с 43-го года, тысячи оставались в лагерях. И будущий Патриарх вступает на этот путь, зная, что еще не заросли могилы десятков тысяч священнослужителей, пострадавших совсем недавно.

Он имел «ужасную» анкету. Нужно еще учесть, что формально, по советским представлениям, его отец и он сам были коллаборационисты: они жили на оккупированной территории и договаривались с немецкими властями о том, чтобы посещать лагеря военнопленных. В условиях тогдашней советской жизни это был просто смертный приговор. И поэтому выбор, который он сделал в свои семнадцать лет — это выбор, определивший не только его жизнь, но и его характер.

Его происхождение, его предки, его биография — все это, конечно, наложило некий отпечаток на этого человека, который стал мостиком между дореволюционной Россией и нашим временем. Потому что эмиграция хранила самое лучшее, самое ценное, самое важное, самое неумирающее, живое, что накопила Россия к катастрофе революции. Эмигранты хранили это в сердце, делали эту «выжимку», убирая все наносное и мусорное, оставляя зерно. И это зерно они передавали своим потомкам. Святейший Алексий был человеком, ставшим выражением русского мира в том святом понимании, которое мы храним и которое мы не знаем — мы только слышим отголоски, видим тусклые отблески в разных явлениях современной жизни. А он этот мир нес, он был мостом между «тем» и «этим» и явил собою образ этого русского мира. Собственно, по нему мы могли судить о том, что мы потеряли. Таких людей уже практически не осталось. Разве что старики-эмигранты, которые еще живы на Западе. Патриарх был соединительным звеном между той частью русских людей, которые сохранили Россию в своем сердце, веру, Православие здесь и теми, которые оказались рассеянными по всему миру. Потому что он был у нас представителем вот этой расколотой России, эмиграции.

Надо отдать должное Святейшему — за обликом Патриарха крылась не только какая-то мудрость, опыт, приверженность к традиции, некий консервативный образ русского человека — с бородой, солидного, с посохом и т.д. Нет, что-то в нем проступало такое неотмирное, сияющее, Божественный свет, который людей преображал.

Служение слова и проповедническое служение есть величайшее и священнейшее в мире служение, Слово Патриарха отличалось внутренней силой, властностью, говорил он с глубокой верой каждое свое слово, готовый за каждое слово даже пострадать, потому что все говорил от сердца, говорил то, что сам своим личным опытом все изведал. Какая-то незваная сила поднималась тогда, очищающая душу каждого человека. Это была сила дивная, чудная, сверхъестественная сила добра, правды и веры, возвышающая над собственными пороками и уносящая туда, в горные обители. Таким образом, сила проповеди, ее действенность зависит не от риторических прикрас, а от внутреннего самосознания и самосовершенствования и проникновения проповедника

Проповеди его замечательны по своей силе и выразительности, и представляют высокие образцы церковного красноречия.

Я считаю, что проповедовать надо не на словах, проповедовать надо жизнью. Жизнь проповедника должна отражать полноту внутреннего духовного богатства. Слово его не должно расходиться с его жизнью. Нет ничего печальнее, как говорить одно, а делать другое. Лучше молчать, чем учить так. От этого гибнет самое дело пастырства. Глохнут все благие начинания. Народ наш – великий психолог. Он чувствует: где истина, где ложь.

Патриарх останется в моей памяти. Скорее всего, это образ молящегося человека с прикрытыми глазами, когда он уходит в глубину молитвы, восстанавливая связь между человеком и Богом. Во время богослужения, когда он подходил к иконе, когда он прикладывался к мощам, когда он стоял перед Престолом, это очень редкие минуты, секунды. Но это образ молитвенника, человека глубочайшей внутренней веры, которую очень редко можно встретить даже в церковной среде. Мне посчастливилось быть современником человека, у которого была такая глубина веры и такая преданность Богу, и образ этого человека стоит передо мной, как только я вспоминаю о нем.

 

Патриарху

(посвящается Святейшему Патриарху – Алексию II)

Забирают небеса

Душу светлую, простую.

В этот день колокола

Заводят песнь святую.

Вокруг печальные глаза,

Плачет вся Россия,

Упала яркая звезда,

Утратив свою силу.

Великий человек ушел,

Богу преданный всегда,

Иного пути не нашел,

Как взлететь в небеса.

Ведь свое предназначенье

Он выполнил сполна,

Когда была в забвеньи

Великая наша страна.

Когда на пороге распутном

Русский народ пребывал,

Патриарх православною верой

Мир в их души вселял.

Теперь его не вернуть,

Для нас огромна потеря,

Но ты никогда не забудь

Православие, русская вера!

 

 

Сторчевая Полина, учащаяся 9 А класса муниципального центра образования

Руководитель: Зыбина С.В., учитель русского языка и литературы МЦО

 

 Учитель - судьбы моей начало

 

 

Учитель - судьбы моей начало.

Учитель - судьбы моей начало,

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь...

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

М. Садовский

Учитель - непростая профессия. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких учеников выросли стремящиеся к своей цели умные молодые люди. Любой человек, даже самый обычный, оставляет след на земле. Я уверена, что в моей судьбе навсегда останутся уроки жизни, уроки справедливости моих учителей. Часто говорят, что учителя - вторые родители. На мой взгляд, это не пустые слова, потому что так и есть на самом деле: формирование нашего мировоззрения происходит под влиянием личности учителя. Ведь мы, ученики, около шести часов каждый день находимся рядом с педагогами, обращаемся к ним со своими проблемами, делимся радостью, жалуемся на неудачи, в трудную минуту просим о помощи.

Школьные годы - это целая эпоха в моей жизни. Именно школа открыла мне путь в мир знаний. У меня, как и у всех учеников школы, есть любимые и нелюбимые предметы. О любимых говорить легче и приятнее. Учитель, который ведёт любимый предмет, конечно же, становится любимым.

 

Я хочу рассказать о моей любимой учительнице Панфиловой Оксане Алексеевне. Ее уроки всегда интересны, познавательны, многим ученикам стыдно приходить на них неготовыми. Она строгая, но справедливая, с тонким чувством юмора. Ее выпускники, после окончания школы, еще долго пишут ей письма, благодарят. Если кто-то не понимает материал, она терпеливо объяснит и приведет всем понятные примеры. Оксана Алексеевна - пример для подражания во всем. Этого человека невозможно не любить, им нельзя не восхищаться. Это удивительный человек! Своим негромким, спокойным, размеренным голосом Оксана Алексеевна может разъяснить самое трудное и непонятное. Оксана Алексеевна - требовательный педагог, что способствует ученикам хорошо знать математику, ведь интереснее ее уроков нет! Оксана Алексеевна знает, по-моему, все на свете и может ответить на любой вопрос.

 

 

Кто лучше Оксаны Алексеевны сможет выслушать о том, что внутри, о радостях и проблемах, о тех чувствах, которые переполняют от успеха или от неудачи? Её работа основывается на любви к детям. Ведь каждый из нас - это личность со своим маршрутом достижения успеха. Она каждый урок показывает своим ученикам, что все, что все интересное - сложно, сложное - интересно. Она научила меня думать, размышлять, воображать, находить правильные решения, формулировать собственные мысли, ценить дружбу и доброе к себе отношение, то есть самым ценным и необходимым качествам в жизни каждого человека. Я думаю, что у каждого ученика нашей школы найдутся добрые, теплые слова для этого замечательного человека. Пусть больше будет таких людей, таких учителей! Очень хочется, чтобы всем так повезло, как мне. Я часто задаю себе вопрос: «Какой выбрать жизненный путь, куда пойти учиться?». После уроков Оксаны Алексеевны нахожу ответ: «Я стану учителем!»

Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя — из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свой путь в жизни. А главное — своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть людьми.

 

 

 


Назад к списку